Критерии оценки текста

Советы для тех, кто пишет или заказывает тексты для сайта

12 июля 2016
Как часто вы, приступая к написанию текста для сайта-визитки или интернет-магазина, не знаете с чего начать? Или заказываете статью, не упомянув о критериях оценки, и в итоге получаете совсем не то, чего ожидали? В этом материале мы предлагаем 6 критериев оценки текста, опираясь на которые можно либо самостоятельно написать грамотный и полезный текст, либо оценить качество текста, написанного другим человеком.

Польза

Текст должен отражать потребности целевой аудитории, отвечать на возможные вопросы, предлагать решения проблем.

Для того чтобы реализовать этот принцип, нужно изучить целевую аудиторию, знать ее “болевые точки” и то, как именно продукт, о котором вы пишете, решает задачи, стоящие перед потенциальным клиентом.

Часто вопрос полезности решается с помощью простых и доступных средств. Например, вместо “Наш завод - предприятие полного цикла” следует написать “Вы можете практически на любом этапе производства внести изменение в разработку проекта”. Алан Купер сравнивал хороший интерфейс с воспитанным человеком. Текст тоже можно с ним сравнить. Вежливый человек в беседе с вами не будет постоянно говорить о себе. Так и писать нужно не о своих достижениях, а о пользователе и том, чем ваш продукт может быть ему полезным.

Иногда элементарной вежливости достаточно, чтобы доступно, а значит полезно, рассказать о предлагаемой услуге или товаре. А дальше сам товар (его изображение, опыт и воображение пользователя) или услуга сделают свое дело.

Но текст тексту рознь, и часто автор должен глубоко погрузиться в материал, чтобы написать действительно полезный текст. Например, когда речь идет о статье в блоге, подразумевающей выход к аудитории эксперта в той области, которой посвящен сайт. В этом случае полезность означает, что текст должен иметь цель и отвечать ей. Цели текста бывают разными:

  • информировать;
  • научить;
  • убедить;
  • вдохновить и т. д.

В любом случае цель текста должна отвечать на вопрос: Какую ценность получит читатель? Часто цель отражает заголовок. Например, статья на тему “Как отличить настоящую кубинскую сигару от поддельной” ставит своей целью научить читателя отличать сигары от подделок.

Следует помнить, что ни одной из перечисленных целей невозможно достичь, не обладая достаточными знаниями по выбранному вопросу. Именно поэтому самый большой этап в написании текста - погружение в материал. Специалисты советуют начинать писать только будучи уверенным, что вы можете сообщить читателю что-то, чего он до этого не знал.

Смысловая целостность

Под смыслом текста принято понимать преображенную в сознании читателя текстовую информацию. Смысловая целостность означает верность автора одной цели (см. выше) и выражается в следующем:

Единство темы

Проявляется в единстве объекта описания или рассуждения. Нужно следить за тем, чтобы не уходить в сторону от выбранной темы.

Например, если вы пишете про сухие смеси, не нужно развивать дополнительно тему штукатурки, т. к. целостность потребует развития и других тем, входящий в тему “сухие смеси”.

Развернутость

Тема должна быть раскрыта, замысел - реализован. Если тема - “Какое ГБО лучше поставить”, в тексте должен содержаться ответ на этот вопрос.

Смысловая завершенность

Проявляется в ощущении, что цель автора текста достигнута.

Нельзя в конце текста вводить новую мысль или оставлять мысль незавершенной, только если это не оправдано вашей целью, как, например, в тексте, заставляющем задуматься о какой-то проблеме. В таких текстах часто используется открытый финал.

Но если Вы хотите информировать, убедить, дать инструкцию, концовка должна быть совершенно иной. Последний абзац должен содержать в себе обобщение, вывод, побуждение к действию. Хотя бы такое: Позвоните нам прямо сейчас, и мы обсудим условия оплаты и доставки товара по Москве или в регион.

Связность

Нужно помнить о том, что текст воспринимается линейно, в отличие от смысла, который может прирастать с разных сторон и складываться как кусочки пазла.

Если принцип связности не выдержан, текст разваливается, его восприятие сильно затруднено. Поэтому следует заранее продумать логику развития мысли в тексте и составить план.

Примеры, конкретизация, сравнение, противопоставление, вопрос-ответ, порядок, переход от общего к частному или, наоборот, от частного - к общему, - все это приемы и показатели связности текста.

Но не всегда читателю очевидно, что вы перешли от частного к общему или что в следующем абзаце содержится пример. Иногда ему следует помочь, используя в тексте вводные слова “действительно”, “однако”, “так”, “во-первых” и т. п. Иначе читатель может запутаться и перестать читать текст или вообще покинуть сайт.

Читателю бывает непросто уследить за ходом вашей мысли

Структурированность

Структурированность должна выступать как внешнее проявление связности. Бредовый текст тоже можно разбить на абзацы и списки, но от этого он не станет логичнее. Но если во внутренне логичном и связном тексте убрать абзацы, подзаголовки и списки, читателю будет труднее его воспринимать.

Абзац - единица письменной речи, исчерпывающая один из моментов изложения. Это значит, что абзац посвящен одной микротеме и не должен содержать больше или меньше, чем нужно для ее раскрытия.

Списки - полезный элемент текста, т. к. пункты списка короткие и визуально выделены, а потому воспринимаются читателем быстрее, чем остальной текст. Доказано, что читатель “сканирует” информацию раньше, чем он погружается в более внимательное чтение.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание, могут быть выделены и при помощи других визуальных средств, реализуемых с помощью стилей (врезки, иконки) или даже простого полужирного начертания.

Грамотность

Грамматические ошибки отвлекают от смысла и снижают доверие к сайту. Речевые и логические ошибки вообще препятствуют адекватному пониманию смысла текста.

Нужно помнить, что в сознании читателя грамотность тождественна компетентности, и ошибки или даже опечатки могут подорвать ваш авторитет. Поэтому не торопитесь публиковать текст, не перечитав его несколько раз.

Информационная насыщенность

Текст не должен содержать повторов, информационного мусора, лишенных смысла вводных слов и т. п. После написания текста следует отредактировать его в целях повышения информативности за счет сокращения ненужных речевых средств.

Однако если текст изначально не имеет внятной цели и его написанию не предшествовало серьезное изучение материала, может случится, что после такой “чистки” не останется ровным счетом ничего.

Для примера рассмотрим описание одной из книг, представленных на сайте магазина Озон.

Во втором томе фундаментальной монографии известного австрийского слависта рассматривается поэтическая система русского символизма. Рассмотрен период "младосимволизма", среди основных представителей которого Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Впервые в практике изучения русского символизма предпринимается попытка исчерпывающего описания его художественного мира. По энциклопедическому охвату всех релевантных текстов и всех значимых мотивов монография не имеет себе равных в истории изучения русской литературы.

Словосочетание “фундаментальная монография” - это плеоназм (избыток смысла), так как монография - это и есть фундаментальная работа.

Выражение “известный австрийский славист” также не содержит в данном контексте новой информации, т. к. речь идет о научном деятеле, чья известность тем ценнее, чем в более узких кругах она существует.

Третье предложение по смыслу повторяет первое, его можно смело выбросить.

Четвертое предложение продолжает “нахваливать” книгу, не раскрывая ничего из её содержания. При этом автор пускает пыль в глаза, используя словосочетания научного стиля: “энциклопедический охват”, “релевантные тексты”, “значимые мотивы”, - мало подходящие для краткого описания книги в карточке интернет-магазина.

В итоге польза данного текста сводится к информированию читателя о том, что предметом исследования в монографии является творчество младосимволистов: Иванова, Блока, Белого. Но чтобы получить эту информацию, автору достаточно было открыть страницу с оглавлением.

Таким образом, информационная насыщенность - прямое следствие работы над полезностью текста, которая, в свою очередь заключается в изучении материала и формированию собственного отношения к нему, которое и будет выражено в тексте.

Знания, грамотность, единство смысла и связный рассказ - составляющие хорошего текста