Конвейер SEO-агентства

схема линии сборки проекта

30 июня 2015

Автор: Екатерина Герасименко, эксперт по интернет-маркетингу

Представьте, что вы покупаете куртку. Перед вами две модели: обе в принципе вашего размера. Обе вас согреют. С расстояния двести метров в общем-то они почти не отличаются. Но одна - пошита на заказ портным, а вторая - на китайской фабрике. Спорим, вы сразу поняли, в чем между ними разница?

Услуга SEO, которую вы можете получить на сегодняшнем рынке - как эти куртки. Издалека даже могут ничем не отличаться, но при близком рассмотрении видны огромные отличия. И отличия эти не столько во внешнем виде, сколько в технологии их производства. Отсюда и огромная разница в качестве. 

Вы научитесь понимать, в чем разница между “китайским ширпотребом” и “эксклюзивом” с первого взгляда,  если будете понимать, как сделано первое и второе.

Три варианта организации SEO-агентства


Конечно, в природе существует гораздо больше, чем три варианта. Но можно выделить три наиболее популярные на рынке схемы:
  • командная система
  • линейная система
  • “один за всех”

Командная система

В командной системе во главе угла - разделение труда. Каждое направление закрыто отдельным специалистом, имеющим наибольшие компетенции в своей области. Несколько необходимых специалистов объединены в команду. Более “редких” специалистов они могут привлекать по мере необходимости.

Такую схему мы выбрали в Venta reSearch Lab и очень довольны :).

Главная идея состоит в том, что вся команда замотивирована на успех проекта в раной степени, а значит - работает слажено на общий результат.

Общается с клиентом менеджер проекта. Он организовывает весь процесс, распределяет задачи, приоритеты, назначает сроки. Он же - лицо компании для клиента. Он сообщает клиенту срок, который сам же поставил. А значит - мотивирован его выдержать. Он всегда в курсе реального хода проекта , а не “по словам нашего специалиста”.

Плюсы:
  • Клиент всегда имеет актуальную и правдивую (!) информацию по проекту.
  • Команда состоит из специалистов узкого профиля, полностью сосредоточенных на своем участке проекта, что в итоге дает более высокое качество результата.
  • Благодаря наличие менеджмента проекта как такового достигается системность, а значит - предсказуемость качества услуги.
  • Если в компании несколько команд (у нас - 4), между ними возникает естественная конкуренция, что становится еще одним фактором, улучшающим итоговый результат.
Минусы:
  • Затраты на менеджмент проекта. Да, это способствует более высокому результату, но стоит денег. Как строители не смогут сами построить дом без прораба, так и команда не может без менеджера проекта. Поэтому возникает дополнительная строка в смете: “управление проектом”. Нормально, когда эта строка составляет 5-10% от общей суммы сметы.

Линейная схема

В такой схеме у проекта есть “хозяин” - Аккаунт-менеджер, который для клиента - “супер-герой”, который знает о проекте все и может ответить на любой вопрос. При этом “руками” он ничего не делает. ответственный за процесс - SEO-специалист, который может привлекать других сотрудников по разным направлениям работ для экономии собственного времени. Но он должен совмещать в себе и редактора, и веб-аналитика, и стратега.

Такая схема очень популярна на рынке SEO-услуг сегодня.

Плюсы:
  • У клиента есть свое доверенное лицо в компании (Аккаунт), который всегда как бы на его стороне. Как правило, это очень воспитанная девушка или молодой человек, с которым просто по-человечески приятно пообщаться (не секрет, какая слава ходит про навыки общения seo-шников, программистов и других технических специалистов отрасли).
Минусы:
  • Аккаунт менеджер и SEO-специалист находятся как бы по разные стороны проекта. Аккаунту приходится отвечать за то, что делают другие специалисты. И, конечно, он стремится все приукрасить для клиента. В итоге получается разрыв между объективной реальностью и той, в которую помещают клиента.

Один за всех

Классическая система организации работы, когда направление интернет маркетинга закрывается один человеком: специалистом на фрилансе или сотрудником в штате. Он разрабатывает стратегию, выбирает каналы, ведет каждый из них, занимается контентным развитием сайта, usability, пост-клик аналитикой и прочим и прочим.

Плюсы:
  • Есть с кого спросить за все. Один ответственный за все - он в курсе всей картины и нюансов проекта, знает о том, как продвигается работа по всем направлениям, т.к. сам ее и выполняет.
Минусы:
  • Специалист, который действительно компетентен во всех темных углах интернет-маркетинга, стоит очень дорого (если вообще существует). Нет, правда: очень дорого.
  • Велика вероятность, что под видом “супер-героя” вам попадется “имитатор”, который будет отводить ваши глаза от сути.

Бонус-трек: чек-лист для быстрого аудита бизнес-процессов SEO-агентства

Под названием “Компанией SuperSEO” может работать фрилансер-школьник, корпорация с шестнадцатью филиалами в 4 странах СНГ, средней руки студия или интернет-маркетолог с пятнадцатилетним стажем. И определить с первого взгляда, с кем вы общаетесь бывает не просто. Ниже небольшой чеклист. Чем больше пунктов вы “отметите” после общения с компанией, тем больше шансов получить продвижение “haute couture”.
    1. Проектом занимается команда, в постоянный состав которой входят отдельные специалисты по трем направлениям: стратегическое планирование кампании и распределение ресурсов, внутренняя организация сайта (UX и контент), окружение (внешняя активность сайта).
    2. В бизнес-процессы компании встроены элементы геймификации, соревнования, заставляющие специалистов конкурировать не только с внешним рынком, но и между собой.
    3. В компании по максимуму автоматизированы второстепенные процессы. Навскидку: если выставление и рассылка счетов делается вручную - это человеко-часы, затраты на которые заложенные в стоимость часа или размазанные по смете. То есть ложатся на ваши плечи.
    4. Вы периодично получаете автоматические отчеты. Автоматические отчеты - честные. Робот не может подделать отчет, подтасовать цифры. Если вы получаете их с определенной периодичностью - значит подрядчик честен перед вами и не скрывает результатов своей работы.
    5. Вам предлагают KPI, по которым будет оцениваться эффективность работы. Если вам не предлагают никакого KPI, значит его нет и во внутренних процессах компании, то есть компания действует “по обстановке”, не ориентируясь на конкретные цифры показателей успешности проекта.
    6. Поинтересуйтесь, есть ли в компании KPI процесса и используется ли мотивация сотрудников к соблюдению этих KPI. Получив положительные ответы на этот вопрос, можете быть уверены в том, что сотрудники будут внимательны к вашему проекту.
    7. Вас познакомили с командой проекта (или хотя бы назвали участников по именам). Часто редактор, UX-специалист, веб-аналитик и даже дизайнер в реальности - один человек. Под видом целой команды вашим проектом занимается все же один человек: и жнец, и швец, и на дуде игрец.