Скроллинг или пагинация?

Какое решение подойдет вашему сайту

31 марта 2015

Автор:  Анастасия Пурдес, эксперт в области дизайна и UX


Современные сайты предполагают размещение больших списков, поэтому пользователям просто необходимо каким-то образом перемещаться и находить нужную для него информацию в этих огромных массивах данных. Для того чтобы пользователь потреблял как можно большее количество информации UX-дизайнеры, маркетологи и аналитики идут на различные ухищрения. 

Последнее время все более и более популярными решениями становятся бесконечная прокрутка и постраничная навигация. Но для того, чтобы решить, что именно подходит для сайта необходимо разобраться в задачах сайта и целях пользователя на нем. 

Бесконечный скроллинг - лучший хронофаг 

Бесконечный скроллинг - это способ навигации, при котором данные загружаются автоматически и выдаются пользователю без дополнительного запроса. Примером бесконечной прокрутки может служить Pinterest, Facebook, Instagram.

скроллинг

Если спросить любого человека, что для него удобнее - бесконечный скроллинг или пагинация, 95% людей ответит - пагинация. И это неудивительно. Мозг человека постоянно стремится все упорядочить и структурировать, даже  Стив Круг в своей книге "Не заставляйте меня думать" говорил, что пользователь в любой момент времени должен понимать где он находится. 

Так почему же многие известные и популярные ресурсы используют навигацию? 

Знаете ли вы, что в казино нет часов и окон? Это конечно же не случайно, и сделано для того, чтобы посетитель не следил за ходом времени. Если человек всецело увлечен игрой, то он попросту забудет о времени. 

Бесконечная прокрутка - примерно такая же психологическая “уловка”. Когда пользователь увлечен просмотром новостей в социальных сетях или же занят просмотром смешных подборок, очень важно чтобы его ничего не отвлекало и не заставило “вспомнить”, что он уже потратил кучу времени на это бесполезное занятие.

Давайте подумаем, если задать людям вопрос: комфортно ли вам обходится без часов в течении какого-то времени? Каждый нормальный человек ответит: “нет, не комфортно”. Мы привыкли думать, что управляем своим временем. Но это совершено не мешает владельцам казино убрать все часы из своего пространства. Мне кажется бесконечную прокрутку легко можно сравнить с отсутствующими часами в казино - не всегда комфортно, но позволяет не отвлекаться ни на что. 

Именно поэтому бесконечная прокрутка наиболее актуальна на сайтах или сервисах на которых: 

  • люди с удовольствием проводят время и развлекаются
  • заведомо много контента, который не возможно просмотреть весь
  • пользователь что-то хочет найти , но не уверен что именно
  • удобна для мобильных устройств.

То есть пользователь будет потреблять столько информации, сколько может в конкретный промежуток времени. 

Для поиска полезной информации - постраничная навигация 

Но гораздо чаще бывают задачи, когда пользователь приходит на сайт за полезной информацией, а иногда он конкретно знает, что хочет найти. В этом случае бесконечная прокрутка не только не полезна, но даже мешает. 

Статистика показывает, что когда пользователи ищут информацию в поисковых системах (например в Google), только 6% пользователей переходят на вторую страницу. Более 94% пользователей удовлетворены первыми 10 ответами. Именно поэтому поисковики первыми выдают более релевантные ответы. 

При использовании постраничной навигации пользователь знает количество результатов и может принять обоснованное решение или же сузить критерии поиска. 

Дмитрий Фадеев, в статье “When InfiniteScroll Doesn't Work” писал: Люди хотят, чтобы у них была возможность вернуться к списку результатов поиска, чтобы проверить пункты выдачи, которые они только что видели. Сравнить их с тем, что они нашли где-то ниже в этой выдаче. Интерфейс постраничной навигации позволяет пользователю удержать в голове ментальное расположение объекта. Совсем не обязательно знать точный номер страницы, но пользователи будут помнить примерно, что это было, и ссылки постраничной навигации позволят им легко туда попасть. 

И в этом я совершено согласна с ним, особенно меня сильно расстраивает, когда для того чтобы дойти до той информации которую я не читала, мне вновь и вновь приходится просматривать уже в 10 раз то, что я уже видела. 

Постраничную навигацию используют в случаях: 

  • Когда пользователь конкретно знает, что хочет найти 
  • Когда полезную информацию можно ранжировать 

Смешанная навигация 

В последнее время все чаще и чаще появляется смесь бесконечной прокрутки и постраничной навигации. Этот вариант будет хорошим решением во многих случаях: автоматически загружается часть контента, но имеется кнопка которая загружает контент по требованию.

пагинация
Таким образом, каждый из этих видов навигации имеет право на жизнь, и зависит лишь от конкретных задач вашего сайта и целей пользователя. Ответьте себе на вопрос, что первично на вашем сайте: конкретные услуги или контент и ответ найдется сам. Хотя на мой взгляд, будущее за гибридной навигацией. Лично мне нравится навигация на сайте xoo.me, где пользователь может перемещаться по сайту подгружая данные или же переходя от одной страницы к другой.