Что такое качественный текст?

Что такое качественный текст?

4 базовых принципа

Волкова Анна

Автор: Анна Волкова

Эксперт в области контент-маркетинга

Строго говоря, словосочетание “качественный текст” является логической ошибкой, или нонсенсом. Но уж такова природа человеческой речи, что именно языковые несуразицы, “нонсенсы” и “абсурды” приобретают в ней популярность и закрепляются как “общие места”. Понятие “текст” - одно из сравнительно молодых в лингвистике и литературоведении. Оно до сих пор является дискуссионным и не имеет общепринятого определения. На мой взгляд, текст - это лингвистическая абстракция, подобная понятию числа. Почему же нам не приходит в голову говорить о “качественных числах”, а о “качественных текстах” в интернете не писал только ленивый?

Безусловно, это связано с широким распространением интернет-среды, в которой письменно оформленные сообщения (“тексты”) - основной вид передаваемых данных. При этом на их создание часто уходит минимальное количество времени и усилий, сравнимое с затратами на устное общение. Если раньше общение в письменной форме предполагало создание более-менее законченных (и завершенных по смыслу) произведений, то современная норма общения - отрывочные и краткие сообщения, часто объединяющие несколько тем, адресованные многим людям и предполагающие целый ряд трактовок.

Вторая причина возникновения требований к “качеству” текста - чисто технический подход к формированию речевых сообщений в целях их поисковой оптимизации. Стремление угодить поисковым машинам привело к массовому распространению искусственно созданных текстов, не представляющих собой целостных речевых произведений, не несущих ни информационной, ни какой-либо иной ценности. В результате возникла необходимость провести четкую черту между “текстами для поисковиков” и “текстами для людей”. Последние, по всей видимости, и должный восприниматься как качественные. 

Слово “текст” в современном языке является синонимом любой записанной (или зафиксированной другим способом) речи. Но раз так, то требовать от него “качественности” - весьма сомнительное занятие. Тем не менее, обычно не только опытный контент-специалист, но и просто думающий человек может интуитивно отличить искусственный, “плохой” текст от настоящего, хорошего, “качественного”. 

В лингвистике выделяются несколько основных признаков текста, опираясь на которые можно порассуждать о “качественности” каждого отдельного речевого произведения.

  1. Коммуникативность. Этот признак текста проявляется в его целенаправленности и адресности. В тексте прослеживается интенция его автора, который может сообщать что-то новое, опровергать или, наоборот, поддерживать и доказывать какую-то идею, убеждать, советовать, побуждать к действию. В искусственном тексте часто присутствуют противоречивые интенции, или же интенция остается не выявленной. Что касается адресности, то в тексте всегда можно выявить некую целевую группу или одного адресата, на которую данное сообщение направлено. Хороший автор никогда не пытается усидеть на двух стульях и понимает, что невозможно написать одинаково полезный текст для разных целевых групп.
  2. Информативность. Текст - информационно самодостаточная единица. Это означает, что при его возможной краткости или, наоборот, развернутости, он производит впечатление смысловой завершенности и прагматической целостности. Многие авторы понимают информативность по-другому, пытаясь “напичкать” тексты информацией, подчас разнородной и не выстроенной в единую концепцию. В результате между частями текста отсутствуют адекватные смысловые связи, смысл распадается на отдельные несвязные нити.
  3. Членимость. На семантико-структурном уровне единицей членения текста является сложное семантическое целое. На композиционно-стилистической - более привычная нам единица членения - абзац. Границы членения могут не совпадать (одно ССЦ может быть разбито на несколько абзацев или, наоборот, один абзац содержать два или более ССЦ), но такое несовпадение всегда должно быть чем-то мотивировано: целевой установкой, художественным стилем автора. Текст, где мысль и абзац не совпадают, и это ничем не мотивировано, не может быть признан “качественным”.
  4. Референтность. Любой текст отражает действительность и, в частности, жизненный опыт автора. Честный автор не пишет о том, чего не знает, а любую информацию пропускает сквозь свой индивидуальный опыт, и пишет уже о нем. “Заимствования” же оформляются ссылками на авторитетные источники.

Говоря о качественном тексте, нельзя обойти стороной вопрос о грамотности и культуре речи. Вообще, умение написать простой и понятный текст без ошибок и есть показатель грамотности, а чистота и культура речи предполагает умение пользоваться выразительными средствами, богатством синонимов, фразеологии и других практически неисчерпаемых ресурсов родного языка.

Кажется, дефиниция качественного текста начинает вырисовываться. И все же, как бы ни старались описать наши требования к “качественности”, они касаются, скорее, не текста, а целого речевого произведения, и в каждой конкретной коммуникативной ситуации будут различны. 

Я думаю, что понятие “текст” - это своего рода черный ящик: мы можем менять любые его свойства, и смотреть, каким будет результат. В начале статьи я сравнила его с понятием числа. Число, обозначающее количественную характеристику, пренебрегает абсолютно всеми свойствами предмета. Когда мы говорим: на столе 3 предмета, для нас неважно, что один из них чайник, другой утюг, а третий - фарфоровая статуэтка. Мы полностью отвлекаемся от их непохожести и принимаем за равноценные. Так же и понятие текста пренебрегает неповторимостью и индивидуальными свойствами как отдельных произведений, так и целых жанров. 

Поэтому задача “написать качественный текст” малопонятна и непродуктивна. Да и пользователю, очевидно, не нужны тексты. Ему нужна информация, опыт, советы, чужое мнение, юмор, общение, поддержка и т. д. - все, что могут дать ему конкретные живые люди, стоящие за безликими текстами. Об этом следует помнить, приступая к раскрытию любой темы - о том, что текст будут читать, “декодировать” и пытаться извлекать из него пользу. И ценность текста будет тем больше, чем более полезным он в конечном итоге окажется.

Литература:
Валгина Н.С. Теория текста. М., Логос, 2003.
Зинсер У. Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. М., 2013.
Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения. / Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 72-81. 


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Возврат к списку

Нам можно доверить Ваш магазин
  • Проводим эффективную поисковую раскрутку сайта по Москве, СПб и всей России;
  • Входим в ТОП ведущих SEO-агентств России по раскрутке сайтов;
  • Не шаблонизируем процесс, индивидуальная задача - персональное решение;
  • Успешно устраняем последствия некомпетентного продвижения.
image description Bitrix бизнес-партнер image description 
А знаете ли вы, что?