Исследование: покупатель мебели

Портрет и паттерны поведения

18 мая 2015
Автор: Екатерина Герасименко, эксперт по интернет-маркетингу

Данное исследование может использоваться владельцами сайтов, руководителями магазинов и маркетологами, работающими в данном сегменте, для приведения своего сайта к соответствию ожиданиям пользователя и, как следствие, повышения продаж своего сайта. 

В компании Venta reSearch Lab мы провели исследование, в результате которого сформировала детальный портрет потребителя в сегменте мебели премиум и бизнес класса. 

В рамках этого сегмента рассматривались интернет-магазины и сайты-витрины, ассортимент которых состоит из китайской, румынской, недорогой итальянской и дорогой российской мебели.

Данное исследование может использоваться владельцами сайтов, руководителями магазинов и маркетологами, работающими в данном сегменте, для приведения своего сайта к соответствию ожиданиям пользователя и, как следствие, повышения продаж своего сайта.

В качестве материала для исследования использовались сайты со схожим ассортиментом. На основании статистики каждого сайта выведены общие для сегмента закономерности.

Портрет покупателя

Демография

Целевая аудитория мебельного сайта на 70% состоит из женщин и 30% из мужчин.

    Диаграмма №1: Распределение потребителей по половой принадлежности

    Основная возрастная группа - 25-34 года.

    Диаграмма №2: Возрастная структура спроса
     
    Однако, суммарно группы 35-44 и старше 45 лет составляют почти 30% всей аудитории. При этом возрастная структура не зависит от пола посетителей сайтов.

    Устройства

    72% пользователей заходят на сайты, используя персональные компьютеры. При этом суммарное значение посетителей, использующих смартфоны и планшеты - 27%, что достаточно много для интернет-магазина или сайта-витрины в тематике с высокой отложенностью покупки.

    Диаграмма №3: Использование устройств для серфинга в интернете при выборе мебели

    Под графой “Другое” подразумеваются входы с устройств Smart-TV, электронных книг и старых моделей телефонов с функцией Wi-Fi, КПК. Доля этих посещений незначительна - 0,01%.

    Интересы

    Коммерческий интересы аудитории сосредоточены в области недвижимости, бизнеса и туризма. У женщин в сферу интересов входит кулинария, у мужчин - автомобили. Достаточно естественное распределение.

    Диаграмма №4: Группы интересов потребителей

    Исследование интересов дает нам понимание жизни аудитории. Исходя из диаграммы выше можно сделать следующие выводы:

    • Мебель выбирается в новую квартиру
    • Мебель выбирает жена мужа-бизнесмена или сам бизнесмен
    • Целевая аудитория принадлежит к верхнему сегменту среднего класса

    Персонажи: 

    Дина и Артур

      Рисунок №1: Портрет целевого персонажа

      Недавно семья купила новую 2-х комнатную квартиру в районе Динамо. Дина занимается обустройством квартиры: продумывает детали ремонта, интерьера, подбирает мебель и обстановку. Но без Артура решений не принимает.

      Мотиваторы: в семье появилось достаточное количество денег, чтобы обустроить квартиру “так, как мы давно хотели”. Поэтому к выбору подходят тщательно, не торопясь.

      Барьеры: отсутствие привычки покупать дорогие вещи. Они еще никогда не тратили такие суммы на мебель, но при этом понимают, что это еще далеко не верхний сегмент элитной мебели. Поэтому главная задача - получить хорошо выглядящий интерьер, а главный барьер - “действительно ли это выглядит хорошо?” - неуверенность в собственном вкусе.

      Поведение покупателя

      Общие паттерны

      Половина всех потребителей заходит на мебельный сайт лишь однажды (здесь следует учитывать большую долю нецелевого, программного и “случайного” трафика, доходящую до 60% от этого объема). Целевые покупатели посещают сайт несколько раз - 30% возвращаются на сайт до 7 раз, еще 8,5% проделывают свой путь в поисках мебели до 30 раз.

      Диаграмма №5: Количество возвратов к выбору товаров

      С каждым новым визитом потребитель все глубже погружается в выбор, просматривая на 1-2 страницы больше и проводя на сайтах больше времени.

        Диаграмма №6: Увеличение глубины просмотра сайтов в зависимости от количества предыдущих визитов

        При этом, интересно сделать вывод о том, в течение какого времени продолжается выбор. Лишь 15% покупателей возвращаются к выбору в тот же день. Более половины делают свой выбор в течение месяца. 

          Диаграмма №7: Длительность выбора потребителями товара

          Интересно, что с каждой итерацией выбора потребители используют те же инструменты, что и при первом знакомстве с товарами. По статистике почти 50% повторных входов на сайты совершаются из поисковых систем и контекстной рекламы. 

            Диаграмма №8: Источники повторных входов на сайты

            Типовая UX-story

            Имея приведенные выше данные, можно построить типовую модель поведения потребителя при поиске товара в сегменте “мебель”.


            Шаг 1. День 1

            Знакомство с ассортиментом и ценами

            Потребитель обращается к поисковой системе, просматривая результаты органического поиска и контекстной рекламы, несколько раз сменяя поисковую фразу, с каждым новым сайтом просматривая все больше страниц.

            Рисунок №2: Схема движения потребителя по сайтам и страницам

            На данном этапе пользователь просматривает чаще главную страницу сайта, пытаясь определиться, можно ли доверять этому магазину, какая его ценовая политика, широта выбора.


            Шаг 2. День 3

            Выбор в первом приближении

            Потребитель использует те же точки входа: поисковую систему. При этом на каждом сайте он просматривает уже 7-10 страниц и сохраняет страницы с понравившимися ему коллекциями и предметами.

            Рисунок №3: Схема движения потребителя по сайтам и страницам

            Для второго шага характерны просмотры каталога для составления общего мнения о качестве мебели. Также на данном шаге потребитель просматривает служебные страницы сайта (информацию о компании, отзывы, наличии выставочных залов или офлайн-салонов и пр.).


            Шаг 3. День 7

            Сужение выбор до нескольких вариантов

            На этом этапе потребитель уже хорошо представляет себе, за какую цену и какой товар он хочет купить. Уже было проведено семейное совещание, выделен бюджет. Осталось только определиться с конкретной моделью.

            Рисунок №4: Схема движения потребителя по сайтам и страницам

            В данную итерацию потребитель внимательно изучает характеристики товаров, внимательно и по несколько раз рассматривает фото товаров. Посещение служебных страниц сводится к более насущной информации: доставка, гарантии, условия заказа и возврата.

            Приведенная модель, конечно, носит примерный характер, однако является наиболее распространенной. 

            Сравнив результаты исследования с показателями конкретного сайта можно выявить его слабые и сильные места.